Советы

Сама себе режиссер

Подозреваю, что большую, но, к счастью, не лучшую часть прожитых на данный момент лет я провела в состоянии непростительной беспомощности. Речь не о том времени, когда я безмятежно барахталась в пеленках, являя собой образчик бессилия вполне оправданного. Речь о тех годах, когда магия слова "обстоятельства" была настолько сильной, что парализовала волю и всяческое желание противостоять. Пока однажды я не поняла: в большинстве случаев, обстоятельства - никакой не горный перевал, а малюсенькие надоедливые камушки под ногами. Которые можно просто переступить.

Два с половиной года назад на меня снизошло озарение (извините за пафос, иного слова не подберу). В то время я работала в редакции одной из столичных газет. Интернет тогда был не так доступен, как сегодня, и тот факт. что мой рабочий компьютер не позволял войти в Паутину, меня удручал. Во-первых, у всех остальных коллег проблем с Интернетом не было. Во-вторых, когда я пришла в эту редакцию, мне выделили самый маленький кабинет. И вот, когда я, сидя в тесной комнатушке, попробовала войти в Интернет, его прежняя обитательница злорадно хихикнула:

"А здесь единственное место в редакции, где Интернет не работает". Я оскорбилась и посчитала крохотный кабинет с "дефективным" компьютером чуть ли не оплеухой собственному профессиональному достоинству.

Но ничего не поделаешь. Я вжилась в коллектив, втянулась в работу. Когда требовался Интернет, бегала по соседним отделам и униженно просилась на полчаса. Народ раздражался и ворчал. Потом ко мне в кабинет подселили двух новеньких сотрудниц. Со скорбным выражением лица я сообщила о тягостной ущербности, которую им придется разделить со мной. Девочки, узнав об отсутствии Интернета, пригорюнились, но скоро научились ходить побираться по чужим кабинетам и надоедать коллегам просьбами: "Ну, на пять минут, пожалуйста, мне нужно скачать очень-очень важное!" В тот момент мы ощущали себя беспомощными трехнедельными котятами: с одной стороны, нужно срочно сдавать материал, а с другой - никаких технических возможностей реализовать эту надобность нет!

Наступило 2 января 1999 года. Мне "повезло" больше всех: редакция разъехалась на рождественские каникулы, а нескольких человек, и меня в том числе, оставили дежурить. Я сидела в холодном кабинете и пялилась в окно, за которым зевал скучный послепраздничный город. Делать было нечего, и я решила "повисеть" в Интернете, благо, почти все редакционные компьютеры были к моим услугам. По ошибке вместо департамента политики я забрела в компьютерный центр, где хмуро играли в карты два невыспавшихся кадра из отдела обслуживания техники. "Вам чего?" - поднял глаза маленький кудрявый Петро. Я сказала, чего. "А че ж у себя не сидится?" Я с мазохистским удовольствием поведала Петру свою беду о полном отсутствии Интернета в рабочем жизненном пространстве. "Да бросьте, - отмахнулся тот и, с сожалением взглянув на карты, сказал: - Пойдемте".

Пяти секунд "медосмотра" моего компьютера ему хватило. Петро почесал свою кудрявую макушку и приказал: "Идите погуляйте. Кофе попейте, что ли". Я ушла. А когда вернулась, мой маленький кабинетик-келья встретил меня жизнерадостным монитором компьютера, на котором красовался значок Всемирной Сети. "Диски надо чистить, - менторским тоном молвил в ответ на мой немой вопрос кудесник. - У вас куча информации набилась, вот Интернет и не открывался".

Раньше мне казалось, что озарение приходит в более торжественной обстановке. Вроде дзен-буддистского просветления, к которому нужно долго готовить свой дух и тело. Но на меня прозрение снизошло именно в ту минуту, когда попахивающий перегаром Петро поучал, как надо чистить диски в компьютере. "Бог мой, - вопил мой внутренний голос, - работать несколько лет с такими неудобствами, испытывать унижение, считать, что тебе в жизни досталось "место у сортира" - а проблема решалась легким движением руки! Всего-то и нужно было пройти три метра до компьютерного центра и поинтересоваться, что у тебя с компьютером!" Я была посрамлена и потрясена одновременно. И первый урок по теме "Как бороться с беспомощностью" сформулировала так: Прежде чем согласиться с тем, что проблема неразрешима, проверьте, так ли на самом деле.

* * * * *

Видимо, какие-то силы из параллельного мира, поддерживающие нас по жизни, остались довольны моим прозрением и стали подсовывать интересную и полезную информацию. Совершенно случайно мне в руки попала статья американского психолога Мартина Селигмана, который открыл теорию беспомощности (и получил в 1976 году за свое открытие премию Ассоциации психотерапевтов США). Ознакомившись с его теорией, я снова испытала потрясение, правда, поменьше, чем после общения с Петром. Все-таки я была уже немножко подготовлена.

Оказалось, что вот уже третий десяток лет психологи делят нас на два типа. Первый - "жертвы", полагающие, что внешние события никак от них не зависят и поэтому ничего не предпринимающие, чтобы как-то их предотвратить или изменить. Подозреваю, что именно жертвы (или "беспомощные") придумали слово "обстоятельства" и создали его культ. Второй тип - "режиссеры", противоположность беспомощным. Необязательно это сильные люди с железной волей, такие себе сверхчеловеки. Альтернатива беспомощной жертве, по Селигману, - любой здравомыслящий человек, который не позволяет внешнему миру управлять своим поведением и считает, что большинство жизненных событий можно срежиссировать или хотя бы подкорректировать самому.

Коллеги Мартина Селигмана, заинтересовавшись его теорией, провели ряд экспериментов. Например, опросили испытуемых на тему: "Много ли в вашей жизни непреодолимых обстоятельств?" Одни сказали что-то вроде "Обстоятельства то и дело меняют мою жизнь". Вторые ответили: "Я стараюсь не подчиняться обстоятельствам". Обе группы по очереди помещали в комнату, где постоянно звучала очень неприятная и громкая музыка. Посидев какое-то время в какофонии, представители второй группы начинали самостоятельно исследовать комнату и искать, как можно выключить противные звуки. Наконец, потайная кнопочка ими обнаруживалась, и децибелы умолкали. А первая группа - жертвы обстоятельств - морщилась от мерзкой музыки, но даже не предпринимала попытки отключить звук!

Прочитав все это, я несказанно обрадовалась: пусть с опозданием, но я потихоньку покидаю первую группу и примыкаю - во всяком случае, очень стараюсь! - ко второй. И мне очень нравится второй урок по борьбе с беспомощностью: 99 процентов того, что мешает наслаждаться жизнью и приносит дискомфорт, можно "выключить". Не ленитесь только поискать кнопку.

* * * * *

Поделившись своими открытиями со знакомыми, я выяснила, что некоторым из них тоже надоело поклоняться обстоятельствам, и они, как я, решили покончить с ролью жертвы. Особенно мне понравились две истории.

Моя знакомая Марина как-то рассказывала о своем студенческом романе. Любовь была не межсессионным развлечением, а настоящим чувством. Дело шло к свадьбе, но по каким-то причинам молодые люди не смогли пожениться на пятом курсе. После диплома Марина и Артем получили направления в разные города (тогда судьбы молодых специалистов еще вершил деканат). Были рыдания, просьбы отправить в один город, но по какой-то дурацкой разнарядке делать этого не полагалось. Глотая слезы, Марина уехала на север, ее любимый - на юг. Хотя влюбленные договорились быть вместе до гроба, вмешались те самые обстоятельства: сначала Артем ждал получения квартиры, чтобы было куда привести жену; затем доставал по блату мебель... Словом, за два года, что Марина с Артемом жили врозь, любовь завяла. Они так и не поженились.

Эту историю лет пять назад Маришка рассказала мне с улыбкой и безо всякого сожаления, присовокупив финальный вздох: "Да, обстоятельства сильнее нас, что поделать". А недавно случилось вот что: Марина встретилась со своим бывшим любимым. С ними случилось землетрясение. Сорокалетние мужчина и женщина, держась за руки, всю ночь гуляли по Киеву, учинив друг другу отчаянный допрос: "Почему мы не вместе?!" Спустя двадцать лет, глядя друг другу в глаза, они поняли: а ведь не было никаких обстоятельств. Можно было наплевать на решение деканата; можно было уехать с любимым туда, куда он скажет; можно и нужно было не дожидаться получения житья, а снять квартиру, и жить, и любить друг друга, и радоваться... "Ты понимаешь, - срываясь в истерику, кричала Маринка в телефонную трубку, - не было ни-ка-ких обстоятельств! Взрослые говорили, что надо подчиниться решению деканата и успокоиться! Какие же мы были дураки". Ну, что я могла ответить ей - я, только недавно выучившая третий урок по борьбе с беспомощностью: Если позарез нужно перебраться на другой берег, а все вокруг говорят, что реку переплыть невозможно, не слушайте: может быть, для всех просто не так уж важно ее переплывать.

* * * * *

И еще одна история, рассказанная моей приятельницей Лялей. Пару лет назад Ляльке понадобилось добраться из города Кривого Рога в город Вознесенск Николаевской области. В Кривом Роге она была в командировке и теперь стремилась к мужу, который приехал из Киева в гости к родителям в Вознесенск и ждал свою женушку, чтобы вместе с ней возвратиться домой. Закончив свои дела и рассчитавшись за гостиницу. Лялька поспешила на автовокзал (билет был куплен заранее). И попала в настоящий дурдом: то ли в это время бастовали работники автопарка, то ли не подвезли вовремя бензин, в общем, Лялькин рейс перенесли на три часа. Прикинув, что она приедет поздно ночью, Лялька кинулась звонить мужу. Телефон свекрови не отвечал (как часто бывает в жизненной драматургии, именно в это время забарахлила телефонная линия). Ляля примостилась на лавочке и покорно стала ждать автобус.

Спустя три часа объявили, что рейс на Вознесенск отменяется вообще. И тут Лялька взбесилась. Беспокойство по поводу молчащего телефона свекрови плюс дикий голод и нежелание возвращаться в гостиницу вогнали девушку в то состояние, при котором человек не может двигаться ни в сторону, ни назад - только вперед. Лялька влезла в первый попавшийся автобус, который шел в нужном направлении, но до желаемого населенного пункта не доходил.

В полтретьего ночи путешественница, дрожа от холода, оказалась на окраине совершенно не знакомого ей города Южноукраинска (30 км от Вознесенска). Автовокзал был закрыт. Лялька добралась до междугородного телефона-автомата и послушно выслушала длинные гудки. Конечно, можно было пойти в гостиницу, но, как вы понимаете, преодолев такое расстояние и оказавшись вблизи цели, приятельница отступать не желала.

По ночному шоссе изредка шуршали шинами автомобили. Один притормозил. Из окошка высунулась черноволосая голова "кавказской национальности": "Эй, дэвушка, поехали!" Ляля, будучи упрямой, но здравомыслящей барышней, решила отказаться от затеи ловить машину среди ночи в одиночку. И... направилась к близстоящему дому.

Заспанному мужчине, открывшему дверь после десятого звонка, Ляля вежливо объяснила, чего она хочет. Если вы думаете, что безумную ночную гостью выгнали с треском, то ошибаетесь. Повинуясь все той же непредсказуемой жизненной драматургии, мужик оделся, крикнул жене:

"Щас вернусь", вышел с Лялей на трассу и тормознул машину. Сажая Ляльку в теплое авто, мужчина так вошел в роль ее мужа, что чмокнул девушку в нос и подчеркнуто громко сказал: "Приедешь - сразу же звони".

Когда из предрассветной мглы на пороге материализовалась Лялька, свекровь в предынфарктном состоянии лежала на кушетке, а свекр с Лялькиным мужем пытались чинить телефон. "Ну, ты даешь", - выдохнул супруг. Лялька только счастливо жмурилась. Она знала, что поступила правильно. Хотя и не догадывалась тогда о существовании четвертого урока: Кто относится к жизни играючи, импровизируя, без излишней драматизации, тот умеет противостоять беспомощности.

Если вы вооружены чувством юмора и талантом "делать джаз" из нудной обыденности, вы - не жертва. Вы - победитель. Потому что где же вы видели хохочущую и довольную жизнью жертву?

Татьяна Петкова, (с) Женский журнал

самое интересное
  • Cекс вне брака опасен для жизни
  • Дама в мужском коллективе. Способы выживания
  • У Мадонны нет с собой денег на кофе

  • наши статьи
  • Правда о гаданиях
    Желаем знать, что будет!
  • Восторг и ветер
    "...От избытка чувств я во все горло выкрикивала какой-тонесуразный детский стишок:"Плюшевые мишки, зайцы,погремушки... Дарят детям с елки разные игрушки!.."
  • Фрейд все-таки был прав
    Женщины действительно стараются выбрать в спутники жизни мужчин, которые напоминают им их отцов.
  • Мы - не апельсины! Все о целлюлите

    podruga.net

    Продюсер проекта - Денис Усатенко ICQ: 35780443
    Союз Журналистов